Перейти к контенту

Morten Albek. Формирование можжевельника


Рекомендуемые сообщения

С любезного разрешения автора - Мортена Альбека публикуем перевод двух статей, посвященных формированию можжевельника.
Morten Albek - мастер бонсай, автор многочисленных статей и книги "Shohin Bonsai", проживает в Дании, занимается бонсай более 20 лет.

 

Формирование можжевельника. Первые шаги.

 

Автор: Morten Albek
Перевод с английского: Ирина Есипова и Jur
Подготовка к публикации: Александр Марченко
По материалам блога: http://shohinblog.com/2011/09/05/juniper-first-step-styling/
и статьи: http://www.shohin-europe.com/PROGRESSION-J...us-sinensis.htm
image1.jpeg
Весной я приобрел заготовку можжевельника китайского из местного магазина бонсай. Это была награда за место на национальной выставке. Я сделал этот выбор из нескольких предложенных мне деревьев. Именно этот экземпляр был выбран из-за толстой витой нижней части ствола. Небари также выглядит хорошо. Часто деревья этого типа, которые делают сотнями, имеют обратную сбежистость ствола, а также прямой нижний участок ствола ниже изгиба, что делает такие экземпляры более или менее бесполезными. Идеально, когда изгиб ствола начинался с самого основания, и то же движение продолжалось вверх.
Я сразу понял, что здесь есть возможность сделать очень компактное небольшое дерево. Для этого требуется удалить всю верхнюю часть. Я решил сохранить ветви и сделать из них джины, чтобы добавить возраста и сделать вид дерева более интересным и драматичным.
Развитие этого дерева будет медленным. Сейчас я снял хвою в верхней части и сделал первую работу по созданию мертвой древесины. Следующей задачей перед тем, как сделать мертвую древесину на стволе, будет наблюдение, как станут проявляться живые вены, идущие от ствола к ветвям. Они постепенно станут видимыми, когда вены от мертвых верхних ветвей будут высыхать вниз.
Хвоя будет стричься и формироваться уже сейчас, но никакой дальнейшей стилизации или наложения проволоки не будет до того момента, как можжевельник станет готов к вырезанию мертвой древесины. Можжевельник получит много питания и света весь следующий год, и, возможно, следующей весной проявится спиральная мертвая древесина ближе к основанию ствола, это будет результатом работы в зависимости от того, как дерево закроет пути сокодвижения от расположенных выше сделанных сейчас мертвых ветвей.
image2.jpegimage3.jpegimage4.jpeg
image5.jpeg

Формирование можжевельника – прогресс.
image6.jpeg2011 image7.jpeg2011
В 2011 году на выставке, посвященной 30-летнему юбилею Ассоциации бонсай Дании, я получил награду за лучший дисплей с шохинами, в том числе за этот китайский можжевельник - Sinensis Juniperus.
Это очень типичный можжевельник, такие можно найти в изобилии везде, и чтобы сделать из него что-то интересное, надо выявить в нем нечто выдающееся. Для закрученных можжевельников из питомника, подобных этому (Sinensis или более компактный японский Shinpaku Juniper), мертвая древесина просто необходима.
Мертвая древесина, добавленная к облику дерева, подчеркивает движение, рассказывает о борьбе жизни против смерти, выделяя живые вены на фоне мертвой древесины (шари на стволе, джины на ветвях). Живые вены часто аккуратно обрабатывают щеткой для удаления шелухи на коре, после этого явно виден чистый коричневый цвет живых частей, и таким образом усиливается контраст по сравнению с белой мертвой древесиной – темное против светлого, как жизнь против смерти.
image8.jpeg
Этот можжевельник выращивался в открытом грунте или в контейнере в пре-бонсай питомнике с единственной целью – для продажи энтузиасту или бонсай-питомнику более высокого уровня, т.е. тому, кто увидит и сможет раскрыть его особенности.
Первая задача – определить движение ствола. Ключевой момент, особенно при работе с шохинами – это движение. Часто от работы с прямыми стволами отказываются, особенно в Японии. У нас же больше бонсай с прямыми стволами, поскольку и в нашей природе мы видим больше деревьев с прямыми стволами.
Ствол имеет движение в самой нижней части, а верхняя часть – с прямыми ветвями, явно оставленными так расти беспрепятственно для утолщения ствола. Такие ветви называют жертвенными, их удаляют позже, когда задача по утолщению ствола уже выполнена. Их также можно заджинить, укоротить или же полностью удалить.
В этом случае я использую одну из ветвей для создания длинного джина, специально добавляя, таким образом, изящные и драматические черты к облику можжевельника.
image9.jpeg
Конец лета. Фронт выбран. Здесь основание ствола и движение кажутся лучшими, предвидим, что будущее шари поможет кружащим кривым особенно выделиться. Этот дерево далеко от сильно крученых дорогих можжевельников, которые можно увидеть в Японии, поэтому, чтобы довести его до ума, необходимо значительно уменьшить размеры и создать визуальное ощуще-ние более толстого ствола (чем меньше дерево, тем толще и больше кажется
ствол). Первый шаг – выбрать ветви, которые останутся, и удалить всю живую хвою с остальных. Теперь остается значительная часть голых ветвей и необходимо решить, какие именно нам понадобятся для создания мертвой древесины при дальнейшем формировании.
image10.jpeg
Верхняя часть заджиненных ветвей и немного уменьшенная хвоя. Оставляем немного коры в нижней части джина, не удаляя до живой ветви, вследствие этого оставшаяся часть ветви будет высыхать медленно, тем самым не нанося излишний вред этой части ствола. Через несколько месяцев высохшая ветвь будет облагорожена и оставшиеся участки высохшей коры будут удалены до места соединения с первыми живыми ветвями. Это сделано, чтобы избежать высыхания или ослабления ствола при поспешной работе.
В это же время на большие ветви первоначально накладывается проволока и, таким образом, первый шаг для раскрытия потенциала дерева сделан. У каждого дерева есть свои собственные ограничения и потенциал и только от нас зависит выявление лучших возможностей.
image11.jpeg
Четыре месяца спустя. Вид сзади после первоначального формирования.
image12.jpeg
Фронт. Размер дерева сейчас 17 см от основания до верхнего джина, что легко определяет его в категорию шохинов, которые высотой примерно до 20 см. Расстояние от основания до верхней части хвои – всего 11 см. Почему-то высота многих моих шохинов 15-17 см. Это неумышленно, материал под рукой, похоже, диктует именно эти размеры.
image13.jpeg
Настало время поработать с мертвой древесиной. Первая задача – просто удалить кору с участков, которые не связаны с верхними ветвями. Очень часто явно видно, где проходят живые вены, они полны соками и обеспечивают доставку воды и питательных веществ ветвям, тогда как менее активная древесина кажется немного впавшей в кору и она тверже. Вот она и может быть безопасно удалена.
Наиболее активные вены также несколько мягче (это можно почувствовать, нажимая на кору ногтем). Кроме того, активные живые вены проходят по внешней стороне изгибов.
image14.jpeg
Здесь видно, что проходящая с внешней стороны живая вена толще, и, следовательно, связана с ветвью - следуйте за этой веной вокруг дерева и проверьте, действительно ли это так, но должно быть именно так. Внутренние участки, что лежат глубже, чаще всего являются менее функциональными, поэтому могут быть удалены. Проходящая вокруг ствола живая вена также связана с ветвями, как видно на фото.
image15.jpeg
Плоскогубцы для джинов используются для удаления древесины вручную, надо потянуть ее в направлении роста, чтобы сделать естественной борозду в мертвой древесине.
image16.jpeg
Электроинструмент Dremel используется для работы с твердой древесиной, в комбинации с ручными инструментами.
image17.jpeg
После окончания этих работ для сглаживания неровностей пройдитесь по поверхности жесткой стальной щеткой. В дальнейшем я часто возвращаюсь к работе с мертвой древесиной, и не один раз, чтобы улучшить ее вид.
Солнце и окружающая среда также оказывают свое влияние на результат, так что время является фактором, влияющим не только на развитие живых частей дерева, оно также работает и над мертвой древесиной бонсай (подобно деревьям в природе).
image18.jpeg
Первый этап создания мертвой древесины закончен. Приходит время следующей задачи – формирования живой кроны.
image19.jpeg
Мелкие ненужные ветки удаляют, оставляя небольшие сучки для медленного высыхания, чтобы избежать каких-либо повреждений на больших ветвях, от которых они растут. Позже эти остатки обрезают прочь или превращают в джины.
image20.jpeg
Обратите внимание на небольшой кусок проволоки в грунте – так помечен предполагаемый фронт дерева.
Движение ствола теперь явно видно и позднее, когда пока еще живые участки высохнут, изысканный переход от живой древесине к мертвой будет еще более явным. Все участки мертвой древесины будут смотреться лучше спустя время, когда полностью высохнут. Это может произойти в теплый период, летом, в срок до одного года или более. Тогда можно будет сделать дальнейшие улучшения и уточнения.
image21.jpeg
Все ветви обмотаны проволокой и могут теперь быть расположены в требуемом положении.
image22.jpeg
Первые шаги закончены. Теперь ждем вегетационного периода и осторожно прищипываем пока хвоя растет и заполняет пустоты.

 

© Перепечатка возможна только при указании активной ссылки на данную тему.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Саша, спасибо за интересный материал.
По-правде сказать, я несколько удивлен результатом. Жаль, что автор в статье не поделился своими планами в отношении стилизации. Тем, к чему в итоге он хотел бы прийти.

Изменено пользователем HomoCredens
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
×
×
  • Создать...